Восемь ступеней йоги

размещено в: Главная | 0

1. Яма — Первая ступень йоги. Включает пять основных принципов (Йога-сутры Патанджали): ахимса — ненасилие (в том числе вегетарианство) сатья — правдивость; астея — неприсвоение чужого; брахмачарья — воздержание; контроль похоти и сохранение целомудрия до вступления в брак; внутренняя собранность; апариграха — нестяжательство (неприятие даров), ненакопительство, непривязанность.

2. Нияма — Вторая ступень йоги. Принятие, культивирование, выполнение и развитие позитивных добродетелей, добрых мыслей и принятие этих добродетелей как своей системы. Пять основных принципов: Шауча — чистота, как внешняя (чистоплотность), так и внутренняя (чистота ума). Сантоша — скромность, удовлетворённость настоящим, оптимизм. Тапас — самодисциплина, усердие в достижении духовной цели. Свадхьяя — познание, изучение духовной и научной литературы, формирование культуры мышления. Ишвара-пранидхана — принятие Ишвары (Бога) в качестве своей цели, единственного идеала в жизни. и семь дополнительных принципов (добавленные уже в средневековье): Сауманасья — принцип Благожелательности. Ман-дхатар — принцип Вдумчивости. Нирага — принцип Бесстрастности. Аваща — принцип Независимости. Мантра-видья — принцип Знания заклинаний. Дамсанавант — принцип Обладания необыкновенной силой. Нишпратидвандва — принцип Неимения противников.

3. Асана — Третья ступень. Согласно Патанджали, «это положение тела, которое удобно и приятно». Некоторые позы йоги требуют для своего выполнения немалой силы, растяжки, и едва ли могут быть названы «удобными и приятными». Данный парадокс связан с тем, что асана практикуемая отличается от асаны пройденной, и пребывание в асане по мере её освоения становится все более удобным и приятным. Так, в «Хатха Йога Прадипика» приводится перечень из 11 асан для укрепления тела, и 4 медитативных асан. Такое ограниченное количество упражнений являлось не следствием неразвитости системы, а четким пониманием, что йога — это не техника для гипертрофированного развития физического тела, асаны не самоцель, а лишь промежуточный инструмент, предлагаемый йогой для духовного развития человека. Для нормальной практики йоги, направленной как на поддержание физического здоровья, так и на внутреннюю работу, может быть достаточно десятка асан, хотя сам список этих асан будет различным для разных людей и зависеть от их физических и психологических особенностей.

4. Пранаяма — Четвертая ступень. Пранаяма — это управление праной (жизненная энергия, Ци) с помощью дыхательных упражнений. Сам термин «пранаяма» состоит из двух санскритских слов — «прана» и «яма». Термин прана обозначает собой «дыхание, жизнь, жизненная энергия». Термин «яма» в переводе с санскрита означает «остановка, контроль, управление». Поэтому пранаяму часто определяют как технику сознательного управления дыханием, которая включает в себя систему дыхательных упражнений. Пранаяма — специальные дыхательные упражнения, воздействующие на физиологическую составляющую человека, посредством изменения концентрации кислорода и углекислого газа, а также на эмоциональную составляющую, воздействуя на нее через систему психосоматических соответствий с помощью специфических типов дыхания, рефлекторное воздействие на симпатическую и парасимпатическую нервную систему. Практикой пранаям, в особенности длительных задержек дыхания, и энергетических прокачек, расширяются адаптативные функции организма, сознание становится устойчивым к переживанию различных измененных состояний. Об этом пишет и сам Патанджали: «2.53. Сознание становится способно к Дхаране». Упражнения Пранаямы обычно выполняются в падмасане, ардха-падмасане, или сукхасане. Реже — в положении лёжа. Полный цикл дыхания состоит из четырёх частей: пурака, кумбхака, речака, шуньяка. Упражения можно разделить на подготовительное: Сукха-Пурвака — дыхание, очищающее нервы; и основные: Полное дыхание йогов; бра(х)мари Анулома-вилома; Ритмическое дыхание- капалабхати Очистительное дыхание.

5. Пратьяхара — (санскр. «отбрасывание, отрешение») техника отвлечения чувств от объектов на которые они направлены. Удержание состояния «Здесь и сейчас»; также — название пятой ступени раджа-йоги. Одно из значений — искусство видеть Бога во всём.

6. Дха́рана — С санскрита термин дхарана можно перевести как «концентрация ума с задержкой дыхания», или как «действие, направленное на поддержание, сохранение, удерживание (в памяти)», или же как «твёрдость», «стойкость», «уверенность». Этот термин родственнен глагольному корню дхри — «держать», «нести», «поддерживать».Дхарана — это полная концентрация ума на каком-то объекте или мысли. На предыдущей ступени, пратьяхаре, индивид учится контролировать свои чувства, удаляя их от объектов чувственного восприятия. На стадии дхараны достигается повышенное, но ещё несовершенное сосредоточение ума на одном объекте (экаграта или экаграта-читта). Дхарана — это стадия глубокой медитации, когда поток мыслей останавливается и уделяется внимание только одному объекту. Уже на конечной стадии самадхи, медитация становится настолько глубокой, что в уме медитирующего остаётся только объект концентрации, возникает единство воспринимающего и воспринимаемого.

7. Дхья́на — (санскр. «сосредоточение, созерцание») — медитативное состояние, один из уровней самадхи. Дхьяна является важным понятием в индийских религиях — индуизме, буддизме и сикхизме. В буддизме дхьяна более известна как дзэн. В аштанга-йоге уровень медитации, предшествующий дхьяне, называется дхарана. В дхьяне, медитирующий не осознаёт то, что он находится в процессе медитации, единственное, что он осознаёт — это факт своего существования и объект своей медитации. Дхьяна отличается от дхараны тем, что медитирующий становится одним с объектом своей медитации и способен находиться в этом состоянии на протяжении 12 дхаран или 144-х секунд. Дхьяна, практикуемая вместе с дхараной и самадхи является самьямой. Процесс дхьяна-йоги описывается Кришной в шестой главе «Бхагавад-гиты», где он объясняет различные системы йоги своему другу и ученику Арджуне: Для занятий йогой надо найти чистое уединённое место, постелить на землю циновку из травы куша, покрыв её оленьей шкурой и мягкой тканью. Сиденье не должно быть слишком высоким или, наоборот, слишком низким. Усевшись как следует, можно приступить к практике йоги. Обуздав ум и чувства, контролируя деятельность тела и сосредоточив мысленный взор в одной точке, йог должен очистить сердце от материальной скверны. Держа корпус, шею и голову на одной линии, йог должен сосредоточить взгляд на кончике носа. Успокоив и обуздав ум, избавившись от страха и полностью отказавшись от половой жизни, он должен устремить мысленный взор на Мой образ в сердце и сделать Меня своей высшей целью. Держа под постоянным контролем деятельность своего тела и ума, йог-мистик окончательно подчиняет ум своей власти и, прекратив материальное существование, достигает царства Бога.

8. Сама́дхи — (санскр. «целостность, объединение; осуществление, завершение; собранность») — в индуистской и буддийской медитативных практиках — состояние, при котором исчезает сама идея собственной индивидуальности (но не сознание) и возникает единство воспринимающего и воспринимаемого. Самадхи есть то состояние просветления, достигаемое медитацией, которое выражается в спокойствии сознания, снятии противоречий между внутренним и внешним мирами (субъектом и объектом), слиянии индивидуального сознания как микрокосма с космическим абсолютом как макрокосмом. Самадхи — последняя ступень восьмеричного пути (Благородный Восьмистадийный Путь), подводящая человека вплотную к нирване.В бхакти-йоге самадхи достигается преданным служением и поклонением Богу, а также постоянной направленностью ума на осознавание Бога.

С уважением, Аделина Маурер

 

Оставить комментарий